Всадники Перна. МатериалыДельфины -> Особенности поведения китообразных
Взаимоотношения родителей и потомства Логика и мозг
Неоспоримым фактом, выделяющим дельфинов среди животных, служит размер их головного мозга. По ряду индексов головного мозга зубатые киты занимают одно из первых мест среди млекопитающих. Принято считать, что относительный объем мозга отражает уровень интеллектуального развития животного. Так, Л.В. Крушинским (1968) показано, что успех решения элементарных логических задач, в основе которого лежит способность к экстраполяции, коррелирует в пределах каждого класса животных с относительным объемом их мозга. Поэтому можно согласиться с мнением Джона Лилли, что размер мозга дельфинов является важной предпосылкой для того, чтобы считать их обладателями высокоразвитого интеллекта. Наблюдения за поведением китов и дельфинов в природе и изучение их поведения в лабораторных условиях также дают некоторым исследователям основание выделить дельфинов среди млекопитающих, приблизив их даже по умственному развитию к человеку. Одним из основных доводов в пользу рассудочной деятельности дельфинов, сходной с человеческим разумом, явилось мнение об исключительном богатстве звуковой сигнальной информации, которой обмениваются эти животные. Некоторыми исследователями были проведены эксперименты для подтверждения мнения о том, что дельфины обмениваются смысловой информацией и могут быть обучены человеческой речи. Однако результаты проведенных экспериментов не дали пока четких результатов, подтверждающих гипотезу о наличии у дельфинов способностей к обмену информацией при помощи звуковых сигналов, напоминающих язык человека. Скорость обучения рассматривается некоторыми исследователями как показатель высоких умственных способностей. Действительно, тренеры, обучающие дельфинов выполнять трюки, отмечают способность дельфинов быстро приобретать навыки. Для выполнения сложных заданий им достаточно два-три раза показать требуемое. Но, вместе с тем существуют номера, на отработку которых требуются месяцы. Несмотря на большой интерес к поведению китообразных, до сих пор имеется не так уж и много работ, посвященных специальному изучению характера высшей нервной деятельности дельфинов. Анализ некоторых особенностей высшей нервной деятельности этих животных был дан в работе Л.Г.Воронина и Л.Б. Козаровицкого (1969). Авторами показано, что нервные процессы дельфинов характеризуются значительной инертностью и неуравновешенностью (особенно процесс торможения). При этом инертность нервных процессов сочетается с их хорошей концентрацией. Эти особенности обусловливают большую устойчивость временных связей у этих животных к действию различного рода дополнительных раздражителей, но, с другой стороны, затрудняют выработку у некоторых сложных временных связей. Важно отметить, что по скорости образования условно-рефлеторных связей исследованные виды дельфинов резко не отличаются от других млекопитающих, а дифференцировки образуются у них даже хуже, чем у многих млекопитающих (Келлог, Райс, 1966; Белькович, Крушинская, Гуревич, 1969). Наблюдения за поведением китов и дельфинов в природе и изучение их поведения в лабораторных условиях также дают некоторым исследователям основание выделить дельфинов среди млекопитающих, приблизив их даже по умственному развитию к человеку. Одним из основных доводов в пользу рассудочной деятельности дельфинов, сходной с человеческим разумом, явилось мнение об исключительном богатстве звуковой сигнальной информации, которой обмениваются эти животные. Некоторыми исследователями были проведены эксперименты для подтверждения мнения о том, что дельфины обмениваются смысловой информацией и могут быть обучены человеческой речи. Однако результаты проведенных экспериментов не дали пока четких результатов, подтверждающих гипотезу о наличии у дельфинов способностей к обмену информацией при помощи звуковых сигналов, напоминающих язык человека. Скорость обучения рассматривается некоторыми исследователями как показатель высоких умственных способностей. Действительно, тренеры, обучающие дельфинов выполнять трюки, отмечают способность дельфинов быстро приобретать навыки. Для выполнения сложных заданий им достаточно два-три раза показать требуемое. Но, вместе с тем существуют номера, на отработку которых требуются месяцы. Несмотря на большой интерес к поведению китообразных, до сих пор имеется не так уж и много работ, посвященных специальному изучению характера высшей нервной деятельности дельфинов. Анализ некоторых особенностей высшей нервной деятельности этих животных был дан в работе Л.Г.Воронина и Л.Б. Козаровицкого (1969). Авторами показано, что нервные процессы дельфинов характеризуются значительной инертностью и неуравновешенностью (особенно процесс торможения). При этом инертность нервных процессов сочетается с их хорошей концентрацией. Эти особенности обусловливают большую устойчивость временных связей у этих животных к действию различного рода дополнительных раздражителей, но, с другой стороны, затрудняют выработку у некоторых сложных временных связей. Важно отметить, что по скорости образования условнорефлеторных связей исследованные виды дельфинов резко не отличаются от других млекопитающих, а дифференцировки образуются у них даже хуже, чем у многих млекопитающих (Келлог, Райс, 1966; Белькович, Крушинская, Гуревич, 1969). Поскольку скорость образования условных рефлексов одинакова у животных, стоящих на разных уровнях эволюционного развития (Воронин, 1957), то видимо, невозможно использовать условнорефлекторный критерий для суждения о степени умственного развития представителей того или другого вида животных. Скорость обучения (а не решения логических задач!) не может служить показателем разума (МакБрайд, Хебб 1948). Вместе с тем Г. Харлоу приходит к выводу, что в процессе эволюции у животных прогрессирует способность к обучению таким задачам, которые характеризуются своей логической основой. В литературе пока нет описания систематически поставленных экспериментов по выявлению способности дельфинов к решению таких задач. Однако наблюдения за поведением афалин в ряде случаев позволяют говорить о способности этих животных к логическим умозаключениям. Из изложенного выше ясно, что вопрос о степени развития у китообразных рассудочной деятельности пока еще далек от разрешения. Для выяснения этого вопроса необходимо разработать набор адекватных логических задач, которые можно предъявлять этим животным, провести многочисленные и точные эксперименты. * * * Одним из важных косвенных поводов для рассмотрения дельфинов как животных с высокоразвитой умственной деятельностью является их чрезвычайная социальность. Действительно, дельфины благодаря разнообразию имеющихся у них звуковых сигналов, значительная часть которых используется для коммуникаций, групповому образу жизни, взаимопомощи, быстрой приручаемости и другим особенностям поведения представляет большой интерес для изучения. Состав стада зубатых китообразныхПо имеющимся у меня данным среди зубатых китообразных наиболее полно изучены стаи обыкновенного дельфина. (Слепцов, 1941; Тарасевич, 1951, и др.).На его примере и разберем состав стада. Обыкновенные дельфины - типичные стадные животные. Они встречаются косяками от 30-50 до 500-700 особей, не однородными по своему возрастному и половому составам (Майоров и Данилевский, 1934; Мальм, 1936; Цалкин, 1938, 1940). Изучая состав косяков дельфинов в течение годового цикла, Тарасевич (1951) установила, что в них существует сезонная возрастно-половая дифференцировка стада. В зимний период у дельфинов преобладают косяки, состоящие из половозрелых самцов и небольшого числа самцов - подростков, косяки самок, состоящие главным образом из беременных самок и неполовозрелых особей обоего пола. В весенне-летний период преобладают смешанные косяки, среди которых встречаются:
Предполагается, что такая дифференциация стада имеет адаптивное значение, поскольку в зимнее время способствует улучшению питания, а летом создает благоприятные условия для размножения. Известно (Томилин, 1957), что косяки афалин состоят обычно из 15 - 20 голов. Могут встречаться также более мелкие группы по 2-3 животных. Такие группы во время кормежки держатся на расстоянии 75 - 100 м друг от друга, объединяясь при опасности. На скоплениях корма афалины объединяются в стаи общей численностью до нескольких сотен голов (Клейненберг, 1956). Видимо, у афалин также существуют семейные дифференцировки внутри стада. По наблюдениям за афалинами во Флоридском и Мэрилендским океанариумах, где дельфины впервые стали размножаться в неволе, образовывались семейные группировки между самкой и и ее потомством. Они на протяжении ряда лет сохранили между собой более тесные отношения, чем с другими животными. Таким образом наблюдения в океанариума подтверждают, что основу групп составляют самки с детенышами. Самки выполняют роль вожаков, защищая и объединяя членов сообщества во время опасности, воспитывая молодежь и т.д. (Томилин 1966; Белькович, Крушинская, Гуревич; 1969). Самцы же проявляют активность только в период размножения; в остальное время они обычно плавают в стороне, не принимая участия в социальной жизни группы. (Макбрайд, Хебб, 1948). На основе приведенных выше данных по составу стад зубатых китообразных можно прийти к следующим выводам.
Социальная структура стадаСтадный образ жизни млекопитающих поддерживается следующими основными формами связи между особями: половыми, взаимоотношениями родителей и потомства, совместными действиями при защите от врагов, взаимодействие во время поиска пищи и совместными играми. Внутри группы афалин существует в большей или меньшей степени выраженная довольно сложная доминирующая иерархия. При этом дельфины очень чувствительны ко всяким изменениям обстановки. Ввод новых животных, болезнь или гибель одного из членов стаи могут быстро изменять существующие связи и привести к перестройкам установившихся социальных отношений. Доминирующему животному (обычно это самый крупный самец) присущи определенные формы поведения. Такое животное проявляет свое господствующее положение ударами хвоста, принимая соответствующие угрожающие позы, которые сопровождаются характерными звуками и “клацаньем” челюстей. При кормлении степень доминирования в стае дельфинов выражается в строгой очередности получения корма. Однако даже установившаяся иерархия не устраняет возможности возникновения борьбы в стае. Особенно часто драки наблюдаются у самцов в период усиления половой активности. Взрослый самец атакует молодых, пытающихся ухаживать за самками. В остальное время альфа-самец обычно плавает в стороне от стаи и мло контактирует с самками и молодыми животными. Однако четко выраженная доминирующая иерархия наблюдается не всегда. При суждении о проявлении доминирования установившейся иерархии в сообществе дельфинов необходимо учитывать то обстоятельство, что все эти исследования в условиях неволи. Известно, что в условиях искусственной перенаселенности в сообществах животных резко изменяются и их социальные отношения. Обычно усиливается степень господства доминирующих особей. Карригкр (С , 1965) полагает, что в природе у животных господство выражено незначительно, если популяции находятся в равновесии и состоят из равных по рангу членов, добровольно следующих за выбранным вожаком. Жесткий порядок господства и подчинения всегда неизбежно создается в искусственных условиях перенаселенности. Поэтому, видимо, не всегда можно переносить социальные отношения, которые складываются в экспериментальных сообществах дельфинов, на социальную организацию групп и стад китообразных, реально существующую у них в природе. Особенности типов поведения китообразныхНиже последовательно рассматриваются известные данные о поведении связанном с половыми взаимоотношениями, взаимоотношениями родителей и потомства, взаимоотношениями между взрослыми особями, типы взаимопомощи и сотрудничества, наконец, одна из наиболее характерных черт поведения зубатых китообразных - игры. Половое поведениесм. статью Размножение Взаимоотношения родителей и потомствасм. статью Размножение Взаимопомощь и сотрудничество среди взрослыхОдной из наиболее характерных черт стадного поведения всех китообразных является сотрудничество и взаимопомощь среди взрослых особей, которые выражаются в самых разнообразных формах. Здоровые особи оказывают помощь нуждающемуся в ней члену сообщества независимо от пола и возраста. Многочисленные прямые наблюдения за дельфинами в неволе и за другими китообразными в природе являются этому ярким подтверждением. Обычно помощь пострадавшим и больным животным состоит в том, что один или несколько здоровых животных поддерживают ослабевшего сородича , время от времени выталкивая его на поверхность для очередного вдоха. Такая помощь может длиться до нескольких часов и дней, пока пострадавший не оказывается в состоянии плыть и дышать без посторонней помощи. Выталкивание пострадавшего на поверхность может осуществляться разными способами. Этот инстинкт оказания помощи пострадавшим проявляется у китообразных настолько сильно, что часто подавляет инстинкт самосохранения. Анализ всех имеющихся данных показывает, что помощь оказывается китообразными не во всех случаях. Так, по наблюдениям А.Г. Томилина (1935), самки серых китов не оказывают помощи раненым самцам. Самцы же этого вида спасали пострадавших самок. А. Ионсгард, О. Нордли, В. Шевилл наблюдали несколько стай белобоких дельфинов и не отметили ни одного случая оказания помощи загарпуненным животным. Есть наблюдения (Белькович, Крушинская и Гуревич, 1969), показывающие что погибающей самке афалины-сородичи не оказывали помощи, а даже старались держаться от нее подальше, хотя она все время подавала сигналы бедствия. В других же ситуациях в том же бассейне дельфины той же группы усердно помогали ослабевшим особям. Из приведенных примеров следует, что китообразные оказывают помощь своим сородичам весьма дифференцированно и, видимо, эту форму поведения вряд ли можно сводить только к простой автоматизированной безусловной реакции. Случаи же выталкивания неодушевленных предметов на поверхность воды, которые обычно приводятся в качестве одного из наиболее убедительных аргументов в пользу существования такого инстинкта, не менее логично могут быть объяснены игровым поведением животных, столь характерным для зубатых китообразных. Но все эти многочисленные наблюдения за поведением китообразных не дают пока возможности понять, при каких условиях и в силу каких причин оказывается помощь, когда раненое или больное животное предоставляется самому себе и покидается членами сообщества. Этот вопрос еще требует серьезного изучения. Поведение во время питанияСотрудничество и кооперированность в стае некоторых зубатых китообразных во время охоты развиты достаточно сильно. Колдуэлл сообщает, что пятнистые дельфины могут формировать большие стаи для нападения на головоногих моллюсков. Тихоокеанская гринда также известна своими согласованными действиями в стае во время охоты. Существует четкая организация в группе косаток, которые нападают на других морских млекопитающих, всегда объединившись. Окружают стаю рыб во время охоты морские свиньи. В то же время в других случаях зубатые китообразные, например, афалины, кашалоты, обыкновенные дельфины, во время кормления могут рассредоточиваться и не проявлять никаких специфических черт поведения. В неволе, во время кормления дельфины “скорее демонстрируют конкурирующее, нежели кооперирующее поведение”. Больше рыбы получают более активные, агрессивные животные; вновь поступившим в бассейн животным пища в течение нескольких дней вообще может не доставаться. С другой стороны, в наблюдаемом нами сообществе афалин рыбу в первую очередь получали молодые животные. Взрослые дельфины не пытались отнимать корм у малышей. Конкуренция в виде игры между дельфинами наблюдалась только тогда, когда их кормили из рук. Они притапливали друг друга, наваливаясь брюхом на голову соседа, но драк при этом никогда не происходило. Игровое поведение китообразныхЛюбопытство и игривость - два основных качества дельфинов, которые отмечают все исследователи, изучавшие поведение зубатых китообразных в океанариумах. Действительно, дельфины проводят в играх почти все свободное от отдыха и еды время, и игры их удивительно разнообразны. По всей вероятности, чрезвычайно развитое любопытство и игривость побуждают представителей многих видов китообразных часами прыгать около пароходов, подчас рискуя жизнью, устанавливать контакты с человеком в естественных условиях. Игровая деятельность у новорожденных афалин наблюдается уже в возрасте двух недель. Во время отдыха матери дельфиненок пытается присоединиться к другим взрослым дельфинам, включиться в их игру, играть с рыбами и т.д. Интересно, что в этот период у молодых афалин особенно сильно развита подражательная деятельность; это в значительной степени и способствует развитию игрового поведения. Естественно, молодые дельфины чаще объединяются в играх друг с другом, чем со взрослыми дельфинами; обычно один из них, наиболее любознательный, смелый и активный, бывает “заводилой”, остальные следуют за ним, стараясь во всем ему подражать. Дельфины могут играть в одиночку, парами или в группе, с удовольствием включаются в игру с ухаживающими за ними людьми. Дельфины часто и подолгу гоняются друг за другом по бассейну, устраивая так называемые шуточные бои. При этом один может укусить другого, ударить хвостом, прижать к стенке, утопить, но серьезных драк при этом не происходит. Когда одного из дельфинов кормит или ласкает на краю бассейна кто-нибудь из сотрудников, то остальные начинают отпихивать его и возникают драки за привилегию быть поглаженным. Во время кормления один из дельфинов может растолкать и выхватить рыбу из-под носа у других и тут же ее бросить. А затем снова пытаться заполучить рыбу просто так, видимо, “ради спортивного интереса”. Кожа дельфинов очень чувствительна к прикосновению, они любят тереться о разные предметы, и поэтому в бассейнах устанавливают специальные чесалки из нескольких щеток. Во время закачки воды в бассейн дельфины очень любят нырять под струей. Отмечается еще одна форма поведения, которую, вероятно, можно рассматривать как игру. В бассейне дельфины “встают на голову” и ритмично постукивают хвостом по поверхности воды. Эта форма игры и короткие ритмичные прыжки, сопровождаемые ударами хвоста по воде, по мнению Мак-Брайда, сходны с ритмичными притоптываниями ногами в танцах у шимпанзе. Игры, как пишет П.Кропоткин (1922), представляют собой выражение желания тем или иным путем войти в общение с другими особями того же или иного вида. По широко распространенному мнению, игры у животных, главным образом имеют учебно-познавательную сущность. Играя, животные познают элементы окружающей среды, что подготавливает их к надлежащему поведению в зрелом состоянии. Чем выше организация центральной нервной системы животного, тем больший удельный вес в его поведении занимает игровая деятельность. У дельфинов длительность игр превосходит таковую у любых других млекопитающих, и это, несомненно, характеризует необычайно высокий уровень эмоционального поведения. Как прямо это поведение связано с высотой умственного развития покажут дальнейшие исследования. Webdesign Steno | ||||
World of Pern © is copyright Anne McCaffrey 1967, 2001. The Dragonriders of Pern ® is a registered trademark. |
---|